История факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

В 1983 г. приказом Минздрава РСФСР № 626 от 13 октября 1983 г. в Дагестанском медицинском институте был организован факультет усовершенствования врачей.

В 1984 г. при факультете были открыты кафедры терапии и педиатрии, а также курсы по акушерству и гинекологии, организации здравоохранения. Первыми заведующими кафедр были назначены профессор Е. И. Мерзляк (педиатрия) и профессор Н. К. Казанбиев (терапия), а заведующими курсами — профессора: С-М. А. Омаров (акушерство и гинекология) и Я. И. Голин (организация здравоохранения).

В 1985 году были открыты еще новые кафедры – хирургии (зав. член-корр. АМН проф. Р. П. Аскерханов) и стоматологии (проф. М. М. Максудов).

В 1986 году были организованы курсы повышения квалификации по инфекционным болезням (проф. Ю. А. Шамов), рентгенологии (доцент З. И. Курашов), неврологии (проф. Т. М. Мугутдинов), которые в 1987 году были преобразованы в самостоятельные кафедры.

Таким образом, в 1985 г. на факультете повышения квалификации врачей функционировали шесть самостоятельных кафедр и четыре курса. Был утверж­ден и первый декан факультета — доцент Н. Г-М. Мадиев, внесший значительный вклад в организацию работы факультета усовершенствования врачей.

В 1987 г. была организована кафедра отоларингологии. В 1991 г. курс по неврологии реорганизован в соответствующую кафедру, открыты новые курсы повышения квалификации врачей по офтальмологии, дерматовенерологии, травматологии и ортопедии, физиотерапии, лечебной физкультуры и спорта, урологии, фтизиатрии, эндокриноло­гии, детской хирургии и судебной медицины, которые в последующие годы были реор­ганизованы в соответствующие кафедры.

В 1994 г. решением Ученого совета института факультет усовершенствования врачей был переименован в факультет последипломной подготовки врачей, а в 1997 г. факуль­тет последипломной подготовки переименован в факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС).

В 1995 году на факультете создана кафедра общеврачебной практики (семейной медицины) и кардиологии (зав. – проф. А. А. Абдуллаев), курсы неврологии и инфекционных болезней преобразованы в самостоятельные кафедры.

В 2006 году курс травматологии и ортопедии при кафедре хирургии пре­образован в самостоятельную кафедру (зав. – проф. А. А. Абакаров), само­стоятельный статус получил курс офтальмологии (зав. курсом – доктор мед. наук М. И. Исмаилов).

За последние годы на факультете открыты и функционируют новые курсы повыше­ния квалификации по 13 специальностям: онкологии, детской хирургии, психиатрии с наркологией, эпидемиологии, рефлексотерапии, неонатологии, кардиологии, бакте­риологии, функциональной и УЗИ диагностике, эндоскопической хирургии и гинеколо­гии, гериатрии. В 2008 г. ученый совет ДГМА постановил организовать на кафедрах хи­рургических болезней, акушерства и гинекологии ФПК и ППС соответствующие курсы усовершенствования врачей по эндоскопической хирургии и гинекологии (зав. курсами д. м.н., доцент М. А. Хамидов и доцент Х. Г. Алиева).

На факультете последипломного образования ДГМА долгое время работали: с 1997 по 2007 годы проректором по последипломному образованию д. м.н., профессор Р. С. Гаджиев, деканом факультета профессор М-К. М. Расулов, заместителем декана, до­цент А. З. Магомедов, заведующим отделом интернатуры, ординатуры и аспирантуры, доцент Г. Р. Магомедов, которые внесли большой вклад в улучшение учебно-методической работы, в оптимизацию учебных планов и программ последипломной подготовки вра­чей.

С 2008 по 2013 гг. проректором ФПК и ППС работал д.м.н., профессор С.Н. Маммаев, ныне ректор Дагестанского государственного медицинского университета. Он внес большой вклад в развитие ФПК и ППС.

Приказом ректора ДГМУ № 70 от 19.04.2017 г. факультет повышения квали­фикации и профессиональной переподготовки специалистов переименован в институт дополнительного профессионального образования (ИДПО). Директором института был назначен д.м.н., профессор Н.С-М. Омаров, который внес большой вклад в становление и развитие института ДПО.  

С сентября 2017 по декабрь 2018 гг. директором ИДПО работал д.м.н., доцент Ахмедов И.Г., внесший значительный вклад в развитие структурных подразделений института.

Ныне руководит ИДПО д.м.н., доцент Агаларова Л.С.

ИДПО располагает хорошо оснащенными учебной и клиническими база­ми. Для повышения эффективности обучения врачей кафедры располагают современными техническими средствами (компьютеры и др.), наглядными пособиями, учебной литературой. В институте используются различные формы повышения квалификации: первичная специализация, профессиональная переподготовка, общее и те­матическое усовершенствование, дистанционное, очно-заочное обучение, сертификацион­ные и выездные циклы.

Педагогическая и лечебная деятельность кафедр ИДПО направлены на повышение качества и эффективности медицинской помощи, на оптимизацию учебных программ последипломной подготовки врачей с учетом конкретных потребностей практического здравоохране­ния.

Значительное внимание в институте уделяется внедрению в учебный процесс активных форм и методов преподавания, совершенствованию сов­местной работы кафедр с медицинскими организациями республики; отра­ботке у курсантов практических навыков с использованием деловых игр; информационному обеспечению учебного процесса, решению ситуацион­ных задач, совершенствованию обратной связи с курсантами и другим ак­тивным формам и методам преподавания.

Институт работает в тесном сотрудничестве с Министерством здраво­охранения республики, является учебно-методическим центром системы последипломного образования, профессиональной переподготовки специа­листов и руководящих работников здравоохранения и оказывает практичес­кую помощь органам здравоохранения.

ДГМУ уделяет большое внимание дальнейшему раз­витию здравоохранения республики, улучшению показателей здоровья на­селения и повышению качества медицинской помощи населению. Многие заведующие кафедрами являются главными специалистами Минздрава рес­публики.

Одним из важных направлений совместной работы является совершенс­твование организационно-методической деятельности клинических кафедр и медицинских учреждений. За последние 5 лет сотрудниками всех кафедр совместно с руководителями медицинских учреждений проведены 207 се­минаров и совещаний с практическими врачами по различным организаци­онно-методическим вопросам. За 5 лет сотрудниками кафедр осуществлено 186 плановых выездов в районы и города республики для оказания лечебно-консультативной и организационно-методической помощи практическим врачам.

Преподаватели кафедр активно занимаются лечебно-диагностической и консультативной деятельностью в клинических больницах и в базовых по­ликлиниках. Ими ежегодно проводится консультаций больных в отделениях стационаров и поликлиник, рецензируется карты ста­ционарных и амбулаторных больных.

За последние 5 лет на кафедрах факультета подготовлено и издано 97 учебно-­методических пособий, 18 методических рекомендаций, 14 монографий; разработано и внедрено 41 рационализаторское предложение; опубликовано в центральных жур­налах и сборниках 86 статей, в республиканских сборниках и журналах — 287 статей. В клиниках всех кафедр ФПК и ППС внедрено 104 новых метода диагностики и лече­ния. В течение года повышение квалификации и профессиональную переподготовку проходят 2018 слушателей на 32 кафедрах по 46 специальностям.

Другим направлением повышения качества обучения является совер­шенствование системы работы с педагогическими кадрами: непрерывное повышение их квалификации; проведение аттестации и сертификации; ма­териальное стимулирование за высокое качество обучения.

Одним из важных аспектов повышения качества обучения являются: подготовка и издание учебно-методических пособий и разработок; совер­шенствование системы контроля; научная организация учебного процесса; стандартизация основных разделов учебно-методической работы.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования деятель­ности ИДПО станут: техническое перевооружение материально-тех­нической базы кафедр; внедрение в учебный процесс современных форм и методов последипломной подготовки врачей; совершенствование системы аттестации и сертификации врачебных кадров; разработка и внедрение новой системы непрерывного повышения квалификации кадров; программно-целе­вое планирование повышения качества последипломной подготовки врачей; совершенствование системы контроля качества обучения; внедрение системы непрерывного медицинского образования и дистанционного обучения совершенствова­ние планирования и прогнозирования потребностей врачей республики в последипломной подготовке; разработка и внедрение системы управления качеством последипломной подготовки врачебных кадров; использование в учебном процессе новых образовательных и информационных технологий, компьютеризация элементов учебного процесса и экзаменов.